Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни. |
Функциональная грамотность включает 6 компонентов
1.Читательская грамотность |
Способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, а также заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2.Естественно- научная грамотность |
Способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками: научно объяснять явления, понимать особенности естественно- научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства |
3.Математическая грамотность | Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных практических контекстах |
4.Финансовая грамотность | Способность рационально распоряжаться деньгами, принимать разумные финансовые решения, которые позволяют достигать личного финансового благополучия |
5.Креативное мышление | Способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое |
6.Глобальные компетенции | Способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми, при участии в решении глобальных проблем |
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Письмо Минпросвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
Письмо Минпросвещения РФ от 14.09.2021 №03-1510 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
Приказ Рязанского института развития образования от 05.10.2021 №88 "Об организации и проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности обучающихся 6 класса"
Приказ Министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 22.07.2021 №1001 "Об организации и проведении мониторинга по оценке функциональной грамотности обучающихся"
Сценарий проведения диагностической работы
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 уч.год
Приказ от 07.10.2022 г. № 152-3 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся МОУ "Захаровская СОШ № 1" в 2022-2023 уч.году
Приказ Министерства образования и молодежной политики Рязанской области от 12.12.2022 г. № 1569 "Об утверждении Порядка организации и проведения мониторингового исследования по оценке функциональной грамотности обучающихся 7-х классов общеобразовательных организаций Рязанской области"
Методический семинар "Функциональная грамотность школьников" (Малахова Л.А.):
Формирование математической грамотности на уроках и во внеурочное время (Полякова Т.В.)
Формирование естественно-научной грамотности на уроках и во внеурочное время (Кузнецова Т.Ф.)
Формирование читательской грамотности на уроках английского языка (Мирошкина Р.Н.)
Методический семинар "Функциональная грамотность обучающихся как показатель качества образования":
Формирование функциональной грамотности в начальной школе
Функциональная грамотность на уроках химии
Решение практико-ориентированных задач на уроках математики
Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся (презентация)
Родителям и ученикам о функциональной грамотности
Что значит быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей
Что такое функциональная грамотность, и как её развивать: 35 советов родителям