В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках изменяющегося законодательства, вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Под обучающимися с ОВЗ понимаются «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст.2, ФЗ «Об образовании в РФ»). Создание специальных условий для обучения детей с ОВЗ подразумевает использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов.
Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей.
Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень
1. Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2.12 г.№ 273-ФЗ
3. Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ Приказ №1598 от 19.12.2014 г.
4. Об утверждении ФГОС О УО (ИН) Приказ №1599 от 19.12.2014 г.
5. Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ ВK-333 07 от 16.02.2015 г.
6. Об утверждении САНПИН 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организациям воспитания и обучения в организациях, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
8. Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ:
Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с умственной отсталостью
Официальный сайт ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Региональный уровень
Приказ Министерства образования Рязанской области от 11 августа 2015 года № 752 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и апробации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Уровень ОУ
Паспорт доступности для инвалидов обьекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования МОУ «Захаровская СОШ № 1»
Социальный портрет МОУ "Захаровская СОШ № 1" на 2020-2021 учебный год
Положение о тьюторскои сопровождении в МОУ "Захаровская СОШ № 1"
Положение об организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому с посещением учителей в МОУ "Захаровская СОШ № 1"
Обеспечение доступа в здание школы инвалидов и лиц с ОВЗ
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей в нашей школе частично созданы специальные условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- при входе в школу, перед крыльцом, на асфальте имеется дорожка (желтого цвета) для лиц с нарушением зрения;
- на входной двери находится звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников школы, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи;
- ступени крыльца окрашены в желтый цвет для слабовидящих людей;
- при входе в школу имеется оборудованный пандус для лиц с ОВЗ;
- в здании школы, на первом этаже, имеется туалетная комната для лиц с ОВЗ;
- в школе для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеется устройство-подъёмник.
В МОУ «Захаровская СОШ № 1» предоставляются услуги тьютора.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ получают бесплатное двухразовое (завтрак и обед) горячее питание.
Обучающимся, находящимся на домашнем обучении, по заявлению родителей, выдается сухой паек.
В школе созданы следующие условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;
- комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии и по личному заявлению обучающегося с инвалидностью и ОВЗ;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни в ученической среде;
- профилактические осмотры с приглашением врачей ЦРБ с.Захарово;
- ведется работа по выявлению учащихся, имеющих неблагоприятные условия проживания, и разрабатываются рекомендации по формированию здоровьеукрепляющих условий, пропаганде здорового образа жизни и борьбе с вредными привычками;
-организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития детей.
Все обучающиеся МОУ «Захаровская СОШ № 1», в том числе и дети-инвалиды и дети с ОВЗ, имеют равный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным системам. Особые условия созданы для пользования сайтом школы: он адаптирован к особым потребностям инвалидов по зрению (слабовидящих детей).
Особых условий доступа к электронно-образовательным ресурсам, в том числе и для занятий в созданном центре «Точка роста», для пользования ими детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ не создано. Все участники образовательного процесса пользуются ЭОР на общих основаниях.
Информация об укомплектованности штата специалистов МОУ «Захаровская СОШ № 1»:
Социальный педагог |
+ |
Педагог-психолог |
+ |
медработники |
- |
логопед |
- |
тифлопедагог |
- |
сурдопедагог |
- |
олигофренопедагог |
- |
дефектологи |
+ |